...
 

Наша страница в фейсбуке

Наша группа в фейсбуке

Семейный отдых в фейсбуке

Наша группа в Вконтакте



Яндекс.Метрика





 
 

Статьи Лады Зубовой

ПОРА? В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ, ГДЕ ЧАЩЕ ВСЕГО ЕСТЬ ТОЛЬКО ОДИН-ДВА РЕБЁНКА, МАЛЫШ НЕ ВСЕГДА МОЖЕТ ОБРЕСТИ НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ. ОТНОШЕНИЯ «РЕБЁНОК – ВЗРОСЛЫЙ» В КОРНЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ОТНОШЕНИЙ «РЕБЁНОК – РЕБЁНОК».

Для ребёнка до 3-х лет естественнее и полезнее всего проводить большую часть времени с близкими людьми. Этот «домашний» период необходим для формирования (на примере семьи, рода) основных жизненных ценностей: любви, сострадания, уважения к другим людям. Но даже в три года не все дети готовы к детскому саду. Может помешать так называемый «кризис трёхлетнего возраста», который наступает в 2,5 года, или в 3, а иногда и ближе к 4 годам. Это период, когда малыш впервые ощущает себя личностью со своими особыми желаниями, индивидуальными проявлениями и требованиями. Этот период знаком многим: дитё топает ногами, капризничает, кричит «я сам», а если не получатся сделать самому – впадает в истерику. Все дети проходят через это, кто-то бурно, кто-то спокойнее. Но, в любом случае, нельзя, чтобы начало детсадовской жизни наложилось на кризис трёхлетнего возраста. Два стресса разом – слишком большая нагрузка на неокрепшую психику ребёнка. И кризис затянется, и адаптация пройдёт тяжелее. Лучше переждать несколько месяцев. На то, какой возраст выбрать для первого похода в сад, влияет и темперамент ребёнка. Сангвиники и холерики быстро адаптируются к новым условиям и требованиям, а флегматикам и меланхоликам приходится тяжело. Если их подгонять и торопить, они ещё сильнее затормаживаются. Таких деток лучше «подержать» дома ещё полгодика – год. А что если отложить начало детсадовской жизни до 5 – 6 летнего возраста? В принципе, и одного года в детском коллективе достаточно для того, чтобы человечек подготовился к школе (если родители не планируют домашнее образование), усвоил правила существования в коллективе. Однако нужно иметь в виду, что адаптационный период у трёх – четырёхлетнего ребёнка проходит легче и быстрее, чем у старшего дошкольника. Таким образом, идеальным возрастом для начала посещения детского сада можно считать 3,5 – 4 года. Но, принимая решение, ориентируйтесь только на особенности именно вашего ребёнка, его темперамента, состояния здоровья, эмоциональной и психологической зрелости.
ВИДЫ ДЕТСКИХ САДОВ
Всё многообразие их вариантов можно свести к 6 основным видам:
• муниципальные сады;
• ведомственные;
• лечебно-коррекционные;
• частные;
• домашние;
• группы короткого пребывания.

Муниципальный детский сад – это самый обычный сад, финансируемый государством.
Минусы:
– На содержание детей выделяется довольно мало средств, что сказывается на состоянии здания и помещений, количестве и качестве игрушек и пособий.
– Зарплаты воспитателей и нянечек очень маленькие, поэтому в таком саду часто не хватает персонала.
– Очереди. Для того, чтобы ваш ребёнок в 3 – 4 года попал в садик, необходимо записать его туда практически сразу после рождения. Причём выбирать детский сад вам, скорее всего, не придётся: пойдёте туда, где будет место.
– Переполненные группы детей.
Плюсы:
– Многое зависит от работающих в детском саду людей. Важно понимать, что и в самом простом муниципальном садике может оказаться воспитательница, которая любит и умеет работать с детьми.
– С материальной точки зрения это наименее затратный вариант.


Ведомственные детские сады принадлежат какой-либо организации и финансируются ею.
Минусы:
– К сожалению, всё меньше организаций держат свои сады, так как это хлопотно и затратно.
– Для того, чтобы ребенок попал в ведомственный сад, нужно чтобы кто-то из родителей был сотрудником «шефской» организации.
Плюсы:
– Уровень ведомственных садов значительно выше, чем муниципальных, так как денег выделяется больше.
– Часто в таких садиках предлагаются дополнительные услуги: бассейн, массаж, логопед и т.п..


Лечебно-коррекционные – это специальные сады для детишек, имеющих проблемы со здоровьем и развитием. Наиболее часто встречаются (и ценятся родителями) так называемые логопедические сады.
Минусы:
– В такой сад малыш может попасть только по направлению врача.
Плюсы:
– Группы в лечебно-коррекционных садах маленькие, каждому ребенку уделяется много внимания, проводятся индивидуальные занятия.
– Воспитатели часто имеют специальное образование и высокую квалификацию.


Частные детские сады – быстро развивающийся в нашей стране вид дошкольных учреждений.
Минусы:
– Оплата в несколько раз выше, чем в муниципальном саду, да и при приёме ребёнка в сад может встать вопрос о необходимости «вступительного взноса».
– Ребёнок часто оказывается перегружен занятиями, и в режиме дня не остаётся времени для свободной игры.
– Обычно такой сад оказывается довольно далеко от дома, в другом районе, и ребёнок устает от ежедневной утомительной дороги.
– В большинстве случаев частные сады строго придерживаются выбранного ими направления педагогики, принципы которой могут не подойти вам или малышу.
Плюсы:
– Достаточное количество выделяемых средств сказывается на уровне таких садов: помещения отремонтированы и красиво оформлены, много хороших игрушек, разнообразные дополнительные занятия (от уже ставших привычными бассейна и английского языка до восточных единоборств и верховой езды).
– Критерии отбора педагогов во много раз строже, а квалификация их выше, чем в муниципальных садах. «Случайных» людей среди воспитателей практически нет.
– Можно регулировать время пребывания ребёнка в саду, что удобно для работающих родителей.


Домашние сады – совершенно новый вид дошкольного учреждения, недавно появившийся в нашей стране. Обычно кто-то (например, молодая мама, имеющая ребёнка – дошколёнка, или опытная бабушка, воспитавшая не одного внука) набирает небольшую (3 – 7 человек) группу, и у себя дома или в выделенном для этого помещении (возможный вариант – снимаемой квартире) организует импровизированный детский сад: присматривает за детьми, кормит, укладывает спать, выводит на прогулку, проводит занятия. Если группа большая – нанимается второй воспитатель.
Минусы:
– Оплата домашних садов выше, чем муниципальных, но обычно ниже чем в частных.
– Здесь практически всё зависит от личности воспитателя: выбранное педагогическое направление, занятия.
Плюсы:
– разновозрастные маленькие группы
– тёплая атмосфера
– домашняя (или специально приготовленная вегетарианская, халяльная, кошерная…) еда.


Группы короткого пребывания – тоже новинка для нас. Обычно они открываются при Детских центрах и клубах, но могут оказаться и в обычном жилом доме, будучи организованы мамами – энтузиастками. Малыши могут приходить в такую группу от двух до пяти раз в неделю на несколько часов. Например, с 9.00 до 13.00. Здесь с ними занимаются развивающими играми, творчеством, рукоделием, развлекают, читают, устраивают небольшой перекус – «сокопаузу». В такой группе дети не обедают и не спят.
Минусы:
– оплата обычно высока
– многое зависит от личности педагога.
Плюсы:
– Этот формат очень удобен тем родителям, которые не хотят по какой-либо причине водить ребенка в детский сад полного дня (например, сторонники семейной педагогикой), но желают, чтобы их малыш не испытывал недостатка в общении со сверстниками.
– Нет переполненных групп, равнодушных воспитателей, муштры, долгой разлуки с мамой, «столовской» еды.


КАК ВЫБРАТЬ
• Самое главное: лучше искать не сад, а воспитателя, обратив внимание на его профессиональные и душевные качества, ведь именно этот человек будет в ближайшие несколько лет проводить с вашим ребёнком большую часть дня.
• «Сарафанное радио» – лучший источник информации. Наиболее полные отзывы о ближайших детских садах вы получите от других мам на детской площадке, в парке, в поликлинике. Однако помните: вкусы и критерии оценки у всех разные. И то, что хорошо одному ребёнку, может не подойти другому, например, вашему.
• Поинтересуйтесь у участкового врача, в каком садике дети болеют чаще, а в каком реже. Это довольно точный показатель качества.
• Желательно, чтобы дорога до садика не была утомительна для малыша. Учтите, что один раз проехать пять остановок на троллейбусе и ещё пройти десять минут пешком – даже весело, а проделывать это два раза в день вместе с ребёнком пять дней в неделю – крайне тяжело.
• Заранее узнайте, какова численность группы. Оптимально – не меньше шести, но не более пятнадцати. Двадцать детей в группе – это число максимально возможное.
• Не ленитесь сходить в приглянувшийся детский сад «на разведку». Поговорите с заведующей. Расспросите о режиме дня: достаточно ли дети гуляют, играют, спят днём. Посмотрите меню, уточните, есть ли возможность кормить малыша отдельно (например, если он аллергик). Узнайте, есть ли в саду логопед, психолог, медсестра, нянечка. Познакомьтесь с воспитателями, запомните, как педагоги общаются друг с другом и с детьми, называют ли их по имени, каким тоном и на какой громкости разговаривают, как отзываются на просьбы и жалобы малышей. Это удобно сделать, придя в сад к 10 – 11 часам утра и понаблюдав за детьми и педагогами на прогулке. Оцените общий вид здания, сделан ли ремонт, надёжен ли забор, есть ли охрана. Посмотрите, в каком состоянии игровые площадки, насколько убрана и ухожена территория. Зайдя в здание, обратите внимание, не пахнет ли сыростью или затхлостью, не душно ли в группах, просторны ли помещения для игр и занятий, удобна ли малышам мебель. Посмотрите на игрушки: достаточно ли их, в каком они состоянии и какого качества, могут ли дети с ними играть, или они стоят «для красоты», есть ли книжки. Полюбопытствуйте, где выставка детских работ. Особенно серьёзно отнеситесь к чистоте и безопасности туалетных комнат. Уточните, есть ли у детей место и время для свободной игры и творчества. Расспросите о проводимых в саду праздниках и подготовке к ним. Интересно узнать, приветствуется ли участие родителей в детсадовской жизни, мероприятиях, праздниках, совместных выездах и т.д. Поинтересуйтесь дополнительными занятиями и их оплатой. Внимание! Современными педагогами и психологами установлено, что ребёнок готов к систематическому обучению не ранее шести, а то и семи лет. Поэтому большое количество дополнительных занятий, как, например, шахматы, информатика, логика, риторика, иностранные языки, является слишком сильной нагрузкой для дошколёнка и может нанести ему вред.
• Оцените, как ведут себя дети. Если вокруг шум, гам и ситуация не подвластна воспитателям – это плохо. Но ещё хуже, если есть ощущение безоговорочного послушания: дети воспитателей боятся, а не уважают.
• Помните, что престижный и дорогой детский сад не обязательно окажется хорошим, а муниципальный – плохим. Атмосфера любви и тёплое отношение к детям – исключительно заслуга людей, работающих в саду.

ЗАЧЕМ НУЖЕН САД?
Ребёнок в детском саду удовлетворяет свою естественную потребность в общении, учится жить в коллективе, прислушиваться к чужому мнению и отстаивать своё. Он перестаёт считать себя «пупом земли», что иногда происходит в семьях, где ребёнок единственный, долгожданный и (особенно!) поздний. Малыш в окружении других детей получает целостную картину окружающего мира, осознавая в нём своё место и способности. Есть возможность для реализации коллективной сюжетно-ролевой и свободной игры, значение которой для гармоничного развития личности сложно переоценить.

НЕДОСТАТКИ ДЕТСКОГО САДА
Большинство минусов детских садов связаны с тем, как они устроены и функционируют сейчас:
• В обычных садиках слишком большие группы (более 15 детей) на одного-двух воспитателей, поэтому нет никакого индивидуального подхода, а порой и просто теплоты в общении с детьми.
• Низкая квалификация воспитателей и просто отсутствие у них призвания. Часто они работают с детьми волею случая или по необходимости. (Например, мама устраивается воспитателем, чтобы её ребенка взяли в сад без очереди).
• Ребёнок, посещающий детский сад, чаще болеет.
• Дети могут приносить домой бранные слова и неприемлемые для вашей семьи формы поведения, поскольку узнают о нравственных нормах не от папы с мамой, а от воспитательницы, нянечки и других детей (особенно принципиально, если малышу ещё нет трёх лет, и эти понятия у него не сформированы).
• Многие малыши плачут и не хотят идти утром в детский сад, воспринимая его как наказание, ссылку. В наиболее тяжёлых случаях ребёнок может получить психологическую травму как следствие слишком раннего начала детсадовской жизни или недопустимых методов педагогического воздействия со стороны воспитателей. И это далеко не все минусы дошкольных заведений. В решении вопроса о нужности детского сада вашему ребёнку поможет формула: «лучше ходить в хороший детский сад, чем сидеть дома с няней, но гораздо хуже ходить в плохой детский сад, чем воспитываться дома мамой и бабушкой».

 

  ЛАДА ЗУБОВА Семейный центр родительской культуры «Возро ждение »
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ,СПЕЦИАЛИСТ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА.

Ведёт детские творческие студии, занятия для мам и младенцев «Посиделки с мелкими» и читает лекции для родителей по актуальным вопросам воспитания и развития малышей. В профессиональном «багаже»: семинар по подготовке ведущих для детских творческих студий, Вальдорфские дошкольные семинары, Московский Гештальт институт (факультет гештальт-терапии с детьми и семьёй). Замужем, мама двоих домашних детей. Уверена, что сознательное отношение к рождению и воспитанию детей – необходимое условие выживания современного общества.


Время Занятие Ведущий
В расписании нет этих занятий

(495) 755-70-20

М.Менделеевская, 1-ая Миусская ул., д.22,
стр.4, под.2.

 

Сегодня (Сб)

Завтра (Вс)
10:00 - 12:00