...
 

Наша страница в фейсбуке

Наша группа в фейсбуке

Семейный отдых в фейсбуке

Наша группа в Вконтакте



Яндекс.Метрика




 
 

Пальчиковые игры

 

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.
Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.

Этапы разучивания игр:

1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно,
взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью
взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:
• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
• Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
• Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.
• Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
• Используйте максимально выразительную мимику.
• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
• Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
• Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. За этими словами признание права художника на творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, пониманию, суждению о нём. Суть фольклорных текстов - действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своём роде, удивительную, движущуюся стихию жизни.
Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке. наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. вы можете пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.

 

 Пальчиковые игры для малышей от 2 до 5 лет

ПАУЧОК
руки скрещены. пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.
паучок ходил по ветке,
а за ним ходили детки.
дождик с неба вдруг полил,
кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
паучков на землю смыл.
хлопок ладонями по столу/коленям.
солнце стало пригревать,
ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
паучок ползёт опять,
действия аналогичны первоначальным
а за ним ползут все детки,
чтобы погулять на ветке.
"паучки" ползают по голове.

 ЧЕРВЯЧКИ
ладони лежат на коленях лежат на коленях или столе. пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).
раз, два, три ,четыре, пять,
червячки пошли гулять.
раз, два, три, четыре, пять
червячки пошли гулять.
вдруг ворона подбегает
идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони)
головой она кивает,
складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз
каркает:"вот и обед !"
раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные ввер
глядь -
разводим руками
а червячков уж нет!
сжимаем кулачки, прижимаем их к груди.

ВЕТЕР
руки стоят на столе, опираясь на локти. кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.
ветер дует, задувает,
пальму в стороны качает.
ветер дует, задувает,
пальму в стороны качает.
ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). шевелим ими.
а под пальмой краб сидит
и клешнями шевелит,
а под пальмой краб сидит
и клешнями шевелит.
чайка над водой летает
ладони соединенены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья). "машем"ими в воздухе.
и за рыбками ныряет,
ладони сомкнуты и чуть округлены. выполняем волнообразные движения.
чайка над водой летает
и за рыбками ныряет.
а под пальмой...
под водой на глубине
крокодил лежит на дне.
ладони основаниями прижаты друг к другу. пальцы согнуты (зубы). лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открываем и закрываем рот" крокодила.
под водой на глубине
крокодил лежит на дне.
перевернув руки на другую сторону, повторяем движения.
а под пальмой...

 МАЛЕНЬКАЯ МЫШКА
маленькая мышка
по городу бежит,
бежим пальцами обеих рук по столу или коленям.
глядит ко всем в окошки,
сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него.
и пальчиком грозит:
грозим пальчиком
"а кто не лёг в кроватку?
руки прижаты ладонями друг к другу. лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).
а кто не хочет спать?
переворачиваем руки на другой "бок".
такого непослушного
я буду щекотать!"
щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.

ПЯТЬ УТЯТ
одна из рук - "мама утка". стоит на столе, опираясь на локоть. пальцы сложены щепоткой.
вторая рука - утята. выполняют волнообразные движения по направлению от "мамы-утки" и к ней. количество разогнутых пальцев соотвецтвует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).

пять утят плывут вперёд,
на берегу их мама ждёт,
"киваем" кистью руки ("мамой-уткой")
но только четверо утят
вернулись к мамочке назад.
четверо утят плывут...
трое утят плывут...
двое утят плывут...
вот один плывёт вперёд,
на берегу его мама ждёт,
и сразу пятеро утят
вернулись к мамочке назад.

ПАЛЬЧИКИ
в соотвецтвии с текстом, поочерёдно сгибаем и разгибаем один из пальцев, при этом стараясь не шевелить остальными. а затем - сжимаем и разжимаем кулачки.
вот это самый толстый пальчик у меня,
сгибаем и разгибаем большой палец
вместе с ним танцуют все его друзья.
сжимаем и разжимаем кулачки
этот самый ловкий пальчик у меня
указательный палец
и, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.
вот этот самый длинный пальчик у меня,
средний палец
вместе с ним танцуют все его друзья,
а вот этот пальчик лодырь у меня,
безымянный палец
но, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.
а этот пальчик-мальчик лучший у меня,
мизинец
вместе с ним танцуют все его друзья.
все мои пять пальцев дружная семья,
выполняем движение "фонарики"
и, когда они танцуют, танцую с ними я!
хлопки в ритме текста.

РЫБКИ
ладони сомкнуты, чуть округлены.
пять маленьких рыбок играли в реке,
выполняем волнообразные движения в воздухе.
лежало большое бревно на песке,
руки прижаты друг к другу. переворачиваем их с боку на бок.
и рыбка сказала: "нырять здесь легко !"
ладони сомкнуты, чуть округлены. выполняем ими "ныряющее" движение.
вторая сказала: "ведь здесь глубоко."
качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
а третья сказала: "мне хочется спать !"
ладони поворачиваюця на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).
четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
быстро качаем ладонями (дрожь).
а пятая крикнула: "здесь крокодил!
запястья соединены. ладони раскрываюця и соединяются (рот).
плывите отсюда, чтоб не проглотил!"
быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (уплывают).

ПЧЁЛКИ
одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) на второй руке пальцы смыкаюця в кольцо (улей). "улей" прижат к "ёлке".
домик маленький на ёлке,
дом для пчёл, а где же пчёлки?
заглядываем в "улей".
надо в дом постучать,
сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.
раз, два, три, четыре, пять.
я стучу, стучу по ёлке,
где же, где же эти пчёлки?
стучим кулаками друг о друга, чередуя руки
стали вдруг вылетать:
разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают)
раз два, три, четыре, пять!

ШЛА КУКУШКА
шла кукушка мимо рынка,
идём по столу на выпрямленых указательном и среднем пальцах (остальные поджаты).
у неё была корзинка,
ладони соединяюця "ковшом" (корзинка).
а корзинка на пол - бух!
ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.
полетело десять (девять, восемь) мух!
разводим руки в стороны, шевеля пальцами (летящие мухи). количество разогнутых пальцев соотвецтвуют тексту.

УЛИТКА
одна из рук - "цветочек". она стоит на столе, опираясь на локоть. пальцы полусогнуты, растопырены. ладошка - чашечка цветка. вторая рука - улитка. большой, средний и безымянный пальцы соприкасаюця кончиками. указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).
в домике она сидит,
"улитка" раскачивается истороны в сторону.
рожки высунув, молчит.
вот улиточка ползёт
ползёт вперёд по столу,
потихонечку вперёд.
на цветочек заползёт
"улитка" заползает на "цветочек"
лепесточки погрызёт.
"улитка" поочерёдно обхватывает пальцы (лепесточки) второй руки (цветочка).
рожки в голову втянула,
рука "улитка" "втягивает рожки" (сворачиваеця в кулак)
в домик спряталась, заснула

ЧАСЫ
 дети сидят на полу (на коленях).
бегут" пальчиками от пола до макушки.

мышь полезла в первый раз
посмотреть который час.
вдруг часы сказали: «бом!»
один хлопок над головой
мышь скатилась кувырком.
руки скатываются на пол
мышь полезла второй раз
посмотреть который час.
вдруг часы сказали: «бом, бом!»
два хлопка
мышь скатилась кувырком.
мышь полезла в третий раз…

ПЕРЧАТКА
весёлая мышка перчатку нашла,
ладонь раскрыта, пальцы растопырены (перчатка)
поворачивают руки то ладонью, то тыльной стороной вперёд.
  
гнездо в ней устроив,
ладони смыкаюця "ковшом"
мышат позвала. 
ладони раскрываюця, смыкаясь боковыми сторонами
сгибают - разгибают пальцы ("зовущий" жест) 
им корочку хлеба дала покусать,
кончиком большого пальца поочерёдно нажимать на кончики остальных пальчиков.  
погладила/отшлёпала всех
большой палец гладит остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).  
и отправила спать.
ладони прижаты друг другу, кладуця под щёку (спят).
на слово "отшлёпала" - стучать (шлёпать) подушечкой большого пальца по остальным.


СТРОИМ СТЕНКУ
выше, выше,
прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.
добрались уже до крыши!
к моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.
чья крыша выше?
выше, выше, выше!
сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше!)
прорубили мы окошко,
и дверку для кошки,
и дырочку для мышки: 
пи-пи-пи-пи–пи!
называемые отверстия изображаюця большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. строки про мышку произносятся тоненьким голоском.

(495) 755-70-20

М.Менделеевская, 1-ая Миусская ул., д.22,
стр.4, под.2.