Эта статья написана в помощь родителям, которые стремятся, отказавшись от школьной системы, самостоятельно обучать своих детей, но не решаются начать или не знают, как это оформить. Наличие детей школьного возврата, по нашему глубокому убеждению, не должно и может быть помехой при создания Родового Поместья. Дети все время могут находиться рядом с родителями, помогать им во всем и при этом учиться самостоятельно (форма "экстернат") или находиться на семейной форме обучения. В школу же ходить всего несколько раз в году для прохождения аттестации.
Книга американского психотерапевта Ж. Ледлофф будет полезна психологам, воспитателям, родителям - всем, кто задается вопросом: как вырастить ребенка счастливым. Ж. Ледлофф провела два с половиной года в племенах южноамериканских индейцев, где в отношениях между взрослыми и детьми царит полная гармония, которой так не хватает в цивилизованном обществе. Ж. Ледлофф пришла к выводу, что если мы будем обращаться с детьми так, как это делали наши предки на протяжении тысячелетий, наши малыши будут спокойными и счастливыми.
Всё началось с появления детей. С них вообще начинается всё хорошее. Знаете, честолюбие – полезное чувство. Это большое удовольствие – делать что-то лучше других. В том числе и детей! Мы ведь заводим их для собственного удовольствия. Когда мы видим превосходство нашего чада над прочими, мы лопаемся от гордости. Когда, наоборот, нам указывают на “недоработки в воспитании” – лезем на стенку. Конечно, каждый старается взрастить в детях свои собственные ценности.
Любовь - самое неопределённое слово на Земле. Каждый подразумевает под ним свой личный кайф. Но никто точно не знает, чего он хочет. Это ещё больше всё запутывает. Любовь считают чувством. Но прежде всего это - деятельность. Чтобы она была успешной, нужны специальные знания и некоторые умения. Но их никто нигде не преподаёт. Посему любовь - пожалуй, единственная область, в которой и с научной, и с этической точки зрения принято оставаться беспомощным идиотом.
Как известно, чтобы ругать, много ума не надо. Что современная общеобразовательная школа уже потерпела фиаско - только ленивому не понятно. Даже по поводу идеальной школы, у каждого заинтересованного лица есть свое собственное мнение. Но дал нам Бог жить в эпоху перемен - а что делать в таком случае, только ему и известно, и каждый спасается, как может.
Ну, а может, всё-таки, можно углядеть хоть какие-то закономерности в упомянутом хаосе и выбрать такую линию поведения, чтобы, как минимум, не навредить своему же ребенку, в ожидании идеальной школы?
Попробую начать с самого начала с тех давних времен, когда мой старший сын, как все, каждое утро ходил в школу. На дворе был конец 80-х годов "перестройка" уже началась, но в школе еще ничего не изменилось. (А мысль о том, что в школу можно не ходить, еще не приходила мне в голову ну, попробуйте вспомнить свое детство). Ведь многие из вас учились в школе примерно в те же времена. Могли ваши мамы додуматься до того, что в школу можно не ходить? Не могли. Вот и я не могла...
Воспитание без воспитания - общение с ребенком без прямых средств воздействия, без команд, угроз, без одергиваний, замечаний, нотаций, без наказаний, битья и других мероприятий подобного рода. Предположим, что все это понято и принято. Без чего - ясно. Но с чем?..
Как и обещала - интервью с интересной женщиной Татьяной Морозовой. Кто она? Сегодня она - создатель собственной Школы Своего Здоровья, автор 6 рассылок. Всё это она на-зывает Своим Делом. Делом, в котором сочетается медицина, педагогика, психология. Дело, которое учит людей быть здоровыми и счастливыми. Она - мама четырёх детей, любящая и лю-бимая жена, и, просто-напросто, счастливая жен-щина.
Тебе надо вот что еще иметь в виду, когда ты имеешь дело с родителями: дело в том, что твои родители когда то были детьми - это конечно трудно вообразить, но это так, и у них тоже были родители, которые их "воспитывали". То есть заставляли делать массу вещей, которые никому не нужны. Твои родители тоже ходили в школу, им тоже вбивали в голову, что какие-то вещи хорошие, а какие-то плохие. И когда они выросли, то в голове у них все это осталось. Они ведь просто выросшие дети, у них тоже не было времени подумать о своей жизни.
Какой в действительности ваш ребенок? В чем он нуждается? Эти вопросы раскрыты в трех первых частях книги. В ответах на эти вопросы автор представляет мир глазами ребенка, с его конкретными потребностями, арактерными для дошкольного возраста. Практические советы по предметному окружению ребенка в семье предлагаются на основе наблюдений за развитием ребенка. В последней части описывается лучший опыт в дошкольном образовании с точки зрения М. Монтессори.
...Они являют собой новый шаг в эволюции человечества. Дети, которые воплотились недавно, отличаются от других поколений. За это их называют "детьми Света", "детьми тысячелетия", "новыми" детьми, Детьми Индиго. Они обладают высокоразвитым сознанием и повышенной восприимчивостью. Они нетерпимы к неискренности и фальши. Поэтому можете себе представить, как тяжело приходится этим детям в рамках существующей образовательной системы, которая насквозь пронизана фальшью.
Гуманистический подход к человеку и человеческим взаимоотношениям составил идейную основу этой книги. Он противостоит авторитарному стилю воспитания детей, который долгое время бытовал в наших школах и семьях. Гуманизм в воспитании основан прежде всего на понимании ребенка - его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития личности. Стиль общения, с которыми вы познакомитесь в этой книге, базируется на таких знаниях.
Поднимите руку, кто достиг абсолютного счастья и могущества. Ну, хотя бы в той степени, чтобы жизнь была постоянным удовольствием, неуязвимым ни для какого разрушения. Нет таких? Почему же мы тогда думаем, что знаем, "что такое хорошо и что такое плохо"?! Как это можно - знать и не уметь? Зачем тогда такое знание? Это не знание, а фикция. Знание - это то, что дает результат. То, что составляет понятийную часть УМЕНИЯ. Вы умеете решать все свои проблемы и быть счастливым? Не питайте иллюзий тогда, что разбираетесь в добре и зле.
Как помочь ребенку найти себя и свое место в мире людей? Как научить детей творчески трудиться и жить? Какие условия жизни и учения в школе могут максимально содействовать становлению гармонической личности учеников, развитию их возможностей и способностей. Над этими и другими важнейшими проблемами детства размышляет автор.