Наша страница в фейсбуке

Наша группа в фейсбуке

Семейный отдых в фейсбуке

Наша группа в Вконтакте







 
 

" Родители и дети - первый год" (на основе программы PEKiP)

29-01-2017

PEKiP: игры — детям, общение — мамам

Если вы недавно стали мамой и выбираете между различными методиками детского развития, а заодно испытываете недостаток общения, посетите занятие группы PEKiP.

Странное слово PEKiP — всего лишь аббревиатура, обозначающая «Пражская программа для родителей и ребенка». Эта программа была разработана почти 40 лет назад чешским психологом Ярославом Кохом, который придумал упражнения и развивающие игры для гармоничного развития малышей в возрасте до года. Ярослав Кох изучал особенности развития детей до года в яслях и обнаружил, что детки, с которыми постоянно играли, развивались гораздо быстрее остальных. Исследуя особенности моторного и психического развития малышей, Кох пришел к заключению, что большинство младенцев испытывают недостаток двигательной активности из-за частого пеленания, обилия одежды и длительного лежания в кроватке или коляске. В то же время детки, раздетые догола, более подвижны, а постоянные занятия, воспроизводящие идею совместного перемещения с мамой, развивают реакции и возможности малыша. Результаты своей работы Кох обобщил в масштабном исследовании, которое привлекло внимание коллег. Вскоре после этого на основе выводов Коха немецкие психологи разработали специальную программу встреч с молодыми родителями и их детьми, на которых организовывали игры, а также общение детей и родителей между собой и с другими малышами. Такие встречи вскоре стали популярными, а программа получила название PEKiP, кстати, такие группы чрезвычайно популярны в Германии и сегодня.

Согласно правилам программы, занятия в группах PEKiP проводятся для малышей от одного месяца до года. Участники группы встречаются раз в неделю. Как правило, в одной группе находятся не больше 8-10 человек с детьми примерно одного возраста. Занятие длится полтора часа. Чаще всего малышей на занятии предлагают раздеть догола, чтобы стимулировать их двигательную активность. Небольшие размеры групп дают возможность руководителю программы индивидуально поработать с каждым ребенком и обсудить важные вопросы с его мамой.

Как правило, в одной группе находятся не больше 8-10 человек с детьми примерно одного возраста.

Какие же преимущества получают мамы и дети от посещения PEKiP групп?

Развитие. На занятии мамы учатся развивать своего малыша с помощью игровых и развлекательных методик, в соответствии с возрастом ребенка. Тренер группы показывает, какие игры можно предложить на каждом этапе развития, наблюдает за каждым ребенком индивидуально и консультирует маму, отвечая на ее вопросы и давая свои рекомендации. Благодаря этому мама знает, как лучше стимулировать двигательную активность и мелкую моторику малыша. Все игры, предложенные на занятии, легко воспроизвести в домашних условиях.

Умение слышать.  Поскольку во время занятия мама полностью поглощена своим ребенком и не отвлекается на домашние дела, это способствует более тесному контакту с ребенком и дает возможность родителю лучше слушать и понимать своего младенца. А наблюдая за тем, какие игры встречают больше восторга и отклик, можно вместе с ребенком и при помощи профессионала — руководителя группы — сформировать индивидуальную игровую программу, опираясь на потребности и способности вашего малыша.

Общение детей. Благодаря группам PEKiP малыши с самого раннего возраста учатся взаимодействовать друг с другом, доверять не только родителям, но и другим взрослым. Такое общение только стимулирует развитие и двигательную активность. Не случайно во время занятий детки с удовольствием протягивают друг к другу ручки, пытаются подползти, чтобы пообщаться, улыбаются и копируют мимику, а также пытаются подражать другим детям.

Общение взрослых. Еще одна важная часть занятий PEKiP — общение родителей между собой. Не секрет, что молодые мамы нередко чувствуют себя изолированными от общества, особенно если среди близких друзей не так много пар с детьми. Группы PEKiP позволяют маме найти единомышленников, поделиться своими заботами, волнениями и тревогами и быть понятой и выслушанной. Общение с другими мамами на занятии дает маме возможность почувствовать себя увереннее, избавиться от чувства вины, посмотреть на свои проблемы и переживания с позитивной точки зрения.

Словом, PEKiP очень полезен, если вы хотите заниматься с малышом, но бытовая рутина постоянно отвлекает вас от этого и в результате в конце каждого дня вы виновато думаете, что как раз до игр дело дойти не успело. В этом случае, отправляясь на занятие, вы гарантированно посвятите эти 90 минут своему ребенку, занимаясь им и играя вместе с ним. Такие группы также — отличная помощь тем, кто пытается сориентироваться в бесконечном многообразии развивающих методик и поэтому никак не может приступить к конкретным действиям по развитию своего малыша. Еще один плюс PEKiP — возможность сменить домашнюю рутину на приятное общение, отдохнуть от бытовых хлопот и провести время с ребенком. Так, уделяя максимум внимания ребенку, маме гораздо проще понять и почувствовать своего малыша, увидеть его способности, навыки, желания. А в конечном счете - научиться принимать своего ребенка таким, какой он есть, со всеми его особенностями, достоинствами и слабостями, без давления, но с любовью, терпением и радостью.

И еще Лизель Полински пишет во вступлении в своей книге "PEKiP: игра и движение":

       Дорогие читательницы, дорогие читатели!
 
      Мне бы хотелось, чтобы эта книга вдохновила вас на то, чтобы осознанно и полноценно участвовать в развитии ребенка, чтобы вы вместе проживали трудности, росли и набирались опыта. При этом я обращаюсь не только к мамам, на которых главным образом ложатся заботы по уходу и воспитанию детей, но также и к папам, бабушкам, дедушкам и ко всем, кто близок к младенцу в этот период его жизни. Мне хотелось бы, чтобы все они чувствовали себя вовлеченными в воспитание малыша.
      Вероятно, вы уже заметили, что каждый ребенок развивается по-своему, в своем собственном темпе. Возможно, путь вашего ребенка отличается от тех описаний, которые вы встретите в моей книге. Или вы заметите, что соседский ребенок развивается иначе, чем ваш. Это совершенно нормально.
      Моя книга – это стремление побудить вас вступить в полноценное общение с вашим ребенком, поддерживать естественный ход его развития, не утратив при этом его своеобразия и уникальности.
      Желаю вам и вашему ребенку ежедневно находить друг для друга как минимум 15 минут, не предназначенных для ухода за ним и прочих необходимых дел. Просто для того, чтобы порадоваться друг другу, подурачиться и испробовать предлагаемые мною игры и занятия.
      Уже 25 лет я занимаюсь с грудными детьми и их родителями и не перестаю заново восхищаться тем, как точно младенцы умеют показать, что хорошо для их развития и чего они хотят достичь, – при условии, разумеется, что у них есть возможность это выразить.
      Благодаря многолетнему общению с семьями, где есть маленькие дети, я научилась целенаправленно наблюдать за малышами и устанавливать отношения с ними и их родителями Не всегда бывает просто понять, что нужно грудному ребенку, но если вы будете внимательно наблюдать за ним, то вне всякого сомнения довольно скоро освоите «язык» младенца.
      Структура книги соответствует этапам развития ребенка и приобретения взрослыми родительского опыта. Вначале вы встретите описание реальных ситуаций из жизни семей, где недавно родился ребенок, а также некоторые сведения о развитии и потребностях младенцев. Затем я попыталась наметить пути поиска гармонии между потребностями ребенка и родителей. О самых главных задачах речь пойдет во 2-й и 3-й главах. Я предлагаю вам различные варианты того, как вы можете сопровождать и поддерживать развитие новорожденного с помощью совместной игры и занятий в повседневной жизни. Благодаря этим играм вы лучше узнаете своего ребенка, а он – вас. В результате можно ожидать, что все разрозненные элементы вашей новой жизни с малышом постепенно придут в гармоничное соответствие, так что игры, общение и повседневные дела составят единое целое.
      Пражская программа «Родители и дети» (PEKiP ) рассчитана на работу в группах, состоящих из родителей и их детей первого года жизни. Моя книга предоставляет родителям, посещающим PEKiP-группы, возможность восстановить в памяти игры с детьми, о которых они узнали на занятиях. Но так как спрос на группы часто превышает предложение, можно воспользоваться этой книгой для самостоятельных занятий. Начинается книга с теоретической части. Возможно, вы просто пролистаете ее, посмотрите картинки, обратите внимание на выделенные замечания, прочтете описание тех или иных развивающих игр, помеченных эмблемой PEKiP, и попробуете поиграть со своим ребенком или привнесете что-то новое в ежедневный уход за ним. Я искренне желаю, чтобы общение с малышом доставляло вам радость!
      Я хочу поблагодарить профессора доктора Кристу Руппельт, от которой я многое узнала о развитии грудных детей и о том, как сопровождать и поддерживать их и помогать родителям. Профессор доктор Ханс Руппельт (1935–1987) оказывал поддержку при работе с PEKiP, сопровождая ее соответствующими научными исследованиями, касавшимися, например, темы общения детей друг с другом, а также многочисленными публикациями, относящимися к работе PEKiP.
      Я была рада возможности ускорить распространение этой концепции вместе с группой приглашенных педагогов. Из их числа мне хочется особо отметить Кристину Кронер-Гроберт и Эрику Рох, участие и ценные советы которых придали мне мужества для написания этой книги.
      Я хотела бы поблагодарить и моего помощника Бернарда Шие-на, проводившего практические занятия, за то, что он предоставил мне возможность ознакомиться с последними изданиями самых новейших разработок PEKiP, а также весьма помог мне с подбором иллюстраций. Хочется от души поблагодарить фотографа Хорста Лихте, который работал буквально в поте лица. В частности, ему пришлось немало попотеть на съемках в теплом помещении в Пиннеберге, где он фотографировал группу семей, участвовавших в занятиях. Мою особую благодарность я приношу группе PEKiP, которая собиралась по утрам в выходной день, что и позволило сделать снимки, необходимые для этой книги. Сердечно благодарю также руководителя семинаров, специализированного педагога Марен Кон и руководительниц PEKiP-групп евангелического семейного образования Кристину Гарниш-Эк-керт, Пию Томсен-Пот, Мартину Краутц и Андрею Серенсен за то, что они способствовали организации съемок в своих группах.
      Совершенно особую благодарность выражаю моим детям: с их помощью я смогла многому научиться; общаясь с их детьми, смогла многое понять о детях вообще. Именно они пробудили во мне интерес к совсем крошечным детям и научили испытывать радость от общения с ними. Я очень благодарна и моему мужу, который неизменно подбадривал меня во время работы над книгой, вопреки всем моим сомнениям и большой нагрузке на основной работе, связанной с новыми публикациями, повышением квалификации групп PEKiP, а также ведением моей собственной группы.
      Лизель Полински

 

PEKiP: Пражская программа «Родители и дети»

      Расцвет популярности программы «Родители и дети» в Германии пришелся на 1973 год. К 2000 году было подготовлено более 2300 руководителей групп PEKiP, из которых более i600 и по сей день активно работают, проводя групповые занятия, в которых родители играют и развиваются вместе со своими детьми. Спрос на PEKiP-группы столь велик, что не все желающие могут принять в них участие.
      В этой книге я рассказываю о целях и методах PEKiP и предлагаю свыше i00 развивающих игр, чтобы родители могли поддерживать своих маленьких детей в развитии независимо от какой-либо группы. Программа PEKiP предлагает ситуации, в которых у детей появляется возможность испробовать новое, расширив сферу своих действий и движений. Основные «инструменты» в нашей работе – это наблюдение за детьми, общение детей и родителей между собой, возможность для детей свободно двигаться, устройство помещения и подбор развивающих заданий.
      Родители познакомятся с различными играми и занятиями, которые помогут им полноценно общаться с ребенком. Будут показаны пути, которые родители могут пройти вместе, встречаясь и обсуждая сложные ситуации, возникающие в повседневной жизни с малышом и в его развитии.
      В 4-й главе вы найдете информацию о том, как работают группы PEKiP. Работа в официально зарегистрированных группах базируется на стандартах и принципах, опирающихся на многолетний опыт и научные исследования профессора д-ра Ханса Руппельта и д-ра Даны Кубани.

 

Цели Пражской программы «Родители и дети»

      1.  Способствовать позитивному развитию взаимоотношений родителей и ребенка.PEKiP создает условия для построения позитивных отношений между родителями и детьми через совместные переживания, игры, движение, радость общения. Благодаря целенаправленному наблюдению за своими детьми родители будут лучше понимать потребности детей и правильно реагировать на их поведение.
      Практическое применение научных знаний и опыта способствует правильному обращению с детьми, а также проявлению способностей самих родителей. Работа в группах начинается уже с 4-6-й недели жизни ребенка и сопровождает развитие младенца в течение всего первого года жизни.
      2.  Поддерживать развитие ребенка.Грудной ребенок может сам показать родителям, в каком ритме, темпе и направлении идет его развитие. Подвижные игры – это активные формы обучения, из которых младенец «формирует» собственную игровую программу в зависимости от своих возможностей и потребностей.
      Движение и игра с самого раннего возраста становятся посредниками между ребенком и необходимыми ему для полноценного развития способностями, растущими душевными и физическими силами.
      3.  Способствовать обмену опытом между родителями.PEKiP предоставляет шанс взрослым участникам групп заложить фундамент для создания многих важных воспитательных принципов. В группах происходит интенсивный обмен опытом в области взаимоотношений и развития детей. На основе этого обмена и проживания многих конкретных ситуаций совершенствуются возможности самих родителей.
      4.  Поддерживать общение детей друг с другом.PEKiP предоставляет детям первого года жизни возможность быть вместе со своими сверстниками и впервые налаживать социальные связи в присутствии родителей. Благодаря регулярным встречам возникает доверие не только к родителям, но и к другим взрослым.

 

Стандарты, определяющие работу в PEKiP-группах

      PEKiP-группа состоит из 6–8 взрослых и их детей, по возможности одного возраста. Работа в группе начинается с младенцами в возрасте 4–6 недель.
      Можно начинать и с детьми более старшего возраста. Развитие детей необходимо сопровождать и поддерживать в течение всего первого года их жизни. Встречи происходят один раз в неделю и длятся 90 минут – до или после обеда; при этом одевание и раздевание младенцев является частью занятий. Всё игровое время дети проводят голенькими. Работу групп следует проводить в достаточно просторном, теплом и чистом помещении. Развивающие игры PEKiP – основное содержание работы группы.
      Они позволяют сопровождать и поддерживать развитие детей, а также передавать знание взрослым деятельно и позитивно, в конкретных ситуациях. В качестве пособия для демонстрации используется кукла. Работа с родителями в PEKiP-группах может быть продолжена: родительские вечера, встречи отцов, встречи в выходные дни.
      Вести группу имеет право только специалист, получивший соответствующий PEKiP-сертификат.

Если Вы заинтересовались программой " Родители и дети - первый год" (на основе программы PEKiP),

то звоните по тел. 8 495 755 70 20 и записывайтесь на занятия в нашем Центре "Возрождение".

 


8 (903) 755-70-20

М.Менделеевская, 1-ая Миусская ул., д.22,
стр.4, под.2.

 

Сегодня (Пн)

Завтра (Вт)
Занятий нет.