...
 

Наша страница в фейсбуке

Наша группа в фейсбуке

Семейный отдых в фейсбуке

Наша группа в Вконтакте



Яндекс.Метрика





 
 

Лекция "Детский сад. Выбираем и готовимся"

12-03-2014

25 марта в  12:00 в нащем центре состоится лекция  "Детский сад. Выбираем и готовимся»
Детский сад: «за» и «против».
Кому и зачем нужен детский сад.
В каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад.
Как зависит выбор детского сада и время начала садовской жизни от характера и темперамента малыша.
Какие бывают сады, и как выбрать самый подходящий для ребенка и семьи вариант.
Как подготовить малыша к началу садовской жизни.
Проблемы адаптации, как помочь ребенку.
Читает лекцию психолог Лада Зубова.

Ещё на эту тему:

http://www.domrebenok.ru/blog/pismo-v-redaktsiyu-otdavat-v-detskiy-sad/

Добрый день, в 10 номере журнала «Домашний ребёнок» читателям предлагается написать, «что больше всего волнует сейчас». Волнующая тема для меня – это детский сад. Моему сыну сейчас 2,5 года. Здоровье хорошее, болеет, но не часто. К чужим относится настороженно, но если с ним взрослый поиграл, всё хорошо, отношения налаживаются. С ровесниками играет не вместе, а рядом. С детками постарше включается в их игры, готов помогать, сотрудничать. Свои игрушки отдаёт с неохотой, но готов поменяться. Сам не задирается, но сдачи даёт всегда. Пока я не хотела бы отдавать его в детский сад. Но как решить проблему с общением? Друзья-знакомые пойдут в садик, и во дворе никого не останется. Мне бы хотелось знать, как этот вопрос решают другие мамы и папы. Что предпринимают, почему? Почему не хотят водить детей в детский сад? Спасибо! Елена Лебедева, мама Егора (2 года и 6 месяцев)


 
Screen-shot-2011-06-19-at-11.50.15.png БОРИС БИМ-БАД, академик Российской академии образования, писатель, антрополог, философ:
 
Дорогая Елена, я бы рекомендовал вам ещё подождать, пока не отдавать в сад. Общаться сын будет с детьми во время прогулок, ему надо ещё поучиться делиться своими вещами, не жаждать игрушек других детей и приобрести больший опыт участия в совместных играх. Развивается он нормально, с близкими взрослыми у него выстраиваются хорошие отношения. Думаю, через год он спокойно впишется в детсадовскую среду.


Screen-shot-2011-06-19-at-11.50.24.png САША ЗВЕРЕВА, лидер группы Demo, мама Василисы и Макара:

 

На самом деле, когда я всё же отдаю своих детей в детский сад – я руководствуюсь только одним стремлением: чтобы ребёнок немножко «пообтёр углы», перестал чувствовать себя центром Земли. Потому что (особенно если это первый или единственный ребёнок) именно так он себя и ощущает. Детям необходимо быть в социуме, уметь вести себя гибко, взаимодействовать. Очень не хочется вырастить очередного социопата. А пока моему младшему сыну ещё нет 3 лет, я тоже считаю, что его иммунитету рано отправляться в детсад. Поэтому он ходит в развивающую студию Монтессори 2-3 раза в неделю по утрам, где в группе 3-5 детей. Это сложно: уступать, отдавать, быть усидчивым, когда вокруг дети, но именно эта цель и преследуется: кинуть его в такую обстановку. 2 раза в неделю с мамой в детский бассейн – много общения в раздевалке, совместное поедание печенья с детьми после заплывов, взаимодействие с инструктором. И раз в неделю творческая мастерская, где также 3-4 ребёнка рядом учатся нестандартно использовать пастель, листы бумаги и солёное тесто, водят хороводы и поют... Вот примерно так можно обходиться без детского сада! Ну и детскую площадку с песочницей тоже никто не отменял! А вообще... рожайте скорее младших! Это лучший детский садик на дому!

Screen-shot-2011-06-19-at-11.50.49.pngМАРИЯ КУРГАНОВА, мама двоих детей, преподаватель Школы мам при Клубе естественного родительства, автор проекта «Клуб «Нежная мама» (объединение мам, высаживающих своих малышей):

 


Моему младшему сейчас годик. Вопрос насчёт общения сына с другими детьми «маячит» ещё впереди. В нашем городе, наряду с муниципальными садами, есть достаточное количество частных детских садов с маленькими группами и... традиционными подходами к развитию детей. Занятия по расписанию по «отработанной» программе, физкультурный зал два раза в неделю.. Не хочется этого... Есть альтернативный вариант – вальдорфский садик, который развивается благодаря энтузиазму родителей. Но он располагается в обыкновенной квартире в доме в центре города. Маленькие помещения, отсутствие хороших площадок для прогулок – всё это останавливает. Хочется сделать что-то своё. Мне повезло, круг общения сложился такой, в котором мои взгляды на родительство другие мамы разделяют. Садик мы решили сделать для своих деток сами. Домашний. По времени – на 3-5 часов, при необходимости и больше. Заниматься с детьми будем сами, «дежурить» по очереди, парами. Упор сделаем на физическое развитие. В этом смысле симпатичен подход Никитиных. В деталях проект только начинаем разрабатывать. С удовольствием поделимся им, когда он «созреет» окончательно.

Screen-shot-2011-06-19-at-11.24.26.png МАРИЯ КРАСНАЯ, руководитель детской студии «Экоанима» (Днепропетровск)

 


У нас на форуме – это излюбленная дискуссия. Cубъективно моя позиция такова: если вы отправляетесь в детский сад, следуя потребности ребёнка в общении, выбирайте атмосферное место и хороших воспитателей – это послужит новому витку развития, навыкам социальной адаптации, даст опыт межличностных отношений, усложнит картину мира. В норме – это запрос так называемого «первого пубертата» (4-5 лет). Но если притащить малыша, без его желания и должной подготовки, оставить в слезах или в кругу рыдающих сверстников – ничего хорошего не выйдет. Либо вы столкнётесь с непрерывными «садиковскими» болезнями – психосоматическим способом оставаться дома, либо – навредите его воле и даже сформируете травму покинутости... Если совсем уж острая необходимость (выйти на работу или ещё какие-то объективные причины) отправиться в сад раньше времени – будьте внимательны в выборе места, делайте это в союзе с малышом, ему ведь там «жить». Сформируйте позитивное чувство, собственное стремление, введите ребёнка в новый режим постепенно, придумайте, как обеспечить его поддержкой, забирайте домой раньше других детей.

Screen-shot-2011-06-19-at-11.24.39.png ОЛЬГА ПИСАРИК, многодетная мама, автор блога о свободном образовании:

Эмоции. Когда-то для старших детей я тоже искала в детском садике круг общения. Возможность остаться дома была, я планировала водить их только пару раз в неделю для «социализации». Но когда пришла в садик, оглядела обстановку и представила своих малышей там, у меня хватило материнской интуиции и здравого смысла отказаться от идеи социализации в детском саду. Причём садик был очень хороший, небольшая группа, адекватные и активные родители, но... Там всё было незнакомым и чужим: чужой запах, чужие игрушки, огромные комнаты с высокими потолками и рядами кроватей в спальне. Я представила себя маленькой, и как я вхожу в эти давящие помещения с незнакомыми людьми. И как меня, не дав времени привыкнуть к двум воспитательницам и нянечке (а привыкать сразу к трём незнакомым взрослым – это сложно!), уже ведут куда-то по коридорам, в спортзал или на занятия музыкой, а там опять незнакомые люди и они передают меня друг другу, как вещь, не спрашивая, хочу я идти с ними или нет; и как мне некуда деться в течение дня, когда я хочу побыть наедине сама с собой. Я заглянула в туалет и увидела ряд горшков и санузлов без всяких перегородок, представила ряд детей на этих горшках, и нянечку, не успевающую всех обслужить... В общем, так и не смогла я вообразить в той обстановке своих счастливых, радостных, непосредственных детей. В течение нескольких лет наше общение с другими детьми было достаточно ограниченным, и это оказалось как раз то, что нужно: много мамы, много дома, много самих себя и дозированное общение со сверстниками. Социализация. Что нам говорит психология развития о маленьких детях? Ни в 2,5, ни в 3, ни даже в 5 лет дети не готовы сидеть за круглым столом и общаться друг с другом на равных. У них нет абстрактного мышления, они не могут поставить себя на место другого человека, не умеют дружить (сегодня Ваня – мой лучший друг, а завтра – я с Ваней больше не дружу), они не сформировались ещё как отдельные самодостаточные личности, а человек готов на равных общаться с другими только тогда, когда у него уже установилось понятие о самом себе, самоосознание себя. И происходит это ближе к подростковому возрасту, лет в 10-12. Пытаться учить маленьких детей осознанно общаться друг с другом, это всё равно, что учить безногого человека бегать. Единственное, что мы можем сделать, это срежиссировать поведение, при котором дети не будут драться, будут мирно сосуществовать друг с другом, даже делиться своими вещами. Но психологически они не готовы делать это самостоятельно. Оставьте 4-летних детей без присмотра взрослых и всё разумное, доброе, вечное, что вы с таким трудом сеяли в течение нескольких месяцев, будет забыто в течение 10 минут. Не потому, что дети неправильные, а потому что они не готовы. Так что социализация детей в детских садах – это фикция. Процесс взросления. Многие отдают ребёнка в детский сад в надежде, что их малыш быстрее станет самостоятельным. Я понимаю это желание родителей, но замечу, что эффект от раннего выпихивания ребёнка из дома является прямо противоположным ожидаемому. Процесс взросления невозможно ускорить, как бы нам этого ни хотелось, как невозможно тянуть молодой росток за макушку, в надежде, что растение вырастет быстрее. Всё, что мы можем, – это создать условия для роста. То есть такую обстановку, в которой ребёнок будет чувствовать себя в полной эмоциональной безопасности. Только тогда он сможет высвободившуюся энергию использовать на познание мира, на развитие себя, как личности, сможет делать вылазки в окружающий мир, время от времени видеть других детей и пытаться взаимодействовать с ними.

Screen-shot-2011-06-19-at-11.51.22.png ЛИЗА ГОЛОВИНА, мама домашних деток, психолог, экономист, ведущая тренингов личностного роста:

С самого рождения моего первого сына Стаса меня мучил вопрос социализации. Вернее, окружающие, в особенности – сестра и мама, делали на этом серьёзный упор. Нужно было обязательно жить рядом с детским садиком (мы как раз искали квартиру). Однако ещё в первый месяц беременности я случайно, открыв книгу Нила Доналда Уолша «Беседы с Богом» в книжном магазине, прочитала о вальдорфской педагогике. И решила, что мой ребёнок будет ходить именно в вальдорфский садик. Поскольку в районе, куда мы переехали, были только обычные сады, мы объединились с тремя мамами и открыли свою домашнюю вальдорфскую группу. Стасу было 3 года, второй нашей дочке – годик. Они стали ходить в наш «садик». Для него мы снимали дом, воспитательницей работала одна моя подруга, нянечкой – другая. Детей было от 5 до 10 человек из семей, где практиковалось осознанное родительство. Дети получали личное внимание, здоровое питание, близость к природе. Что ещё нужно? Правда, Стас и Ума вечерами после садика ссорились и плакали. А выходные уходили на попытки урегулировать их конфликты и пережить истерики. Я пыталась добиться улучшений в группе: мы дорабатывали методику, следили за климатом, я участвовала в подготовке и проведении праздников. Не помогало. Когда через 9 месяцев после начала садик закрылся на лето, я получила чужих детей. Я стала искать ответы. И в какой-то статье прочитала, что до 7 лет ребёнок должен быть с мамой. А моя подруга, водившая своего трёхлетнего сына в нашу группу, спросила меня, не видела ли я в его глазах тоски, т.к. она прочитала похожую статью. Я с ужасом поняла, что видела в его глазах именно тоску и боль, когда мамы не было рядом. Значит, и глаза моих детей были полны слёз. Мы закрыли группу. Через год после садика Стас признался мне, что когда он уходил утром, то сдерживался, чтобы не плакать. Я спросила: «Почему ты мне не говорил?!» Он ответил, что думал, что в садик ходить нужно, все ходят, потому что родителям надо работать... Недавно мы разговаривали с мамой 9-летнего мальчика, который не ходил в садик. Все первые 7 лет своей жизни он общался с членами своей большой семьи, взрослыми. И мама боялась, что у него будут сложности со сверстниками. Но он прекрасно вписался в школьный коллектив. Я убеждена, что если мама живёт полной жизнью, в любви к себе и окружающему миру, то ребёнок, находящийся рядом с ней, получит всё, что ему нужно. Ведь он не случайно пришёл именно к этой маме, в эту семью. И если есть возможность попозже вернуться на работу или создать себе свободный график, то лучше отнестись к этому творчески. Ещё никто не пожалел на смертном одре, что мало времени провёл в офисе.

 

 

 

Детский сад: за и против

Рано или поздно перед родителями встает вопрос о том, стоит ли отдавать ребенка в ясли или детский сад. Сторонники "домашнего воспитания" выдвигают множество аргументом не в пользу детских дошкольных учреждений, основными среди которых являются частые болезни ребенка. Кроме того, многие склонны считать детский сад причиной едва ли не всех нарушений в поведении ребенка. "Плохие слова", обман, попытки воровства, агрессивное поведение — все это считается следствием подражания дурному примеру других детей. С другой стороны, те родители, которые предпочитают воспитанию в домашних стенах детский сад, в первую очередь аргументируют свою точку зрения тем, что детский сад — это первая школа общения, которую ребенок обязательно должен пройти. Ведь умение общаться с людьми — одно из главных условий того, что столкнувшись в дальнейшем с более взрослым коллективом сверстников, ребенок не потеряется в нем, а сумеет отыскать свое место.
Безусловно, последняя точка зрения гораздо более основательна.

Главное преимущество детского сада — это общение. Находясь в коллективе сверстников, ребенок учится общаться с другими детьми, отстаивать свое собственное мнение и прислушиваться к чужому.

Он учится жить в коллективе, учится самостоятельности. Особенно важен детский сад для ребенка, который в семье единственный, а также для тех детей, которые по тем или иным причинам не имеют возможности проводить свободное время в кругу своих ровесников.

Некоторые дети, поступая в детский сад, на самом деле начинают часто болеть. Частые простуды бывают вызваны тем, что организм адаптируется к новым условиям существования. Ребенок чаще болеет, посещая детский сад, совсем не потому, что воспитатели за ним плохо смотрят, как считают многие. Как правило, количество заболеваний и их продолжительность существенно сокращаются уже на втором году посещения детского сада, когда период адаптации завершается.

В каком возрасте лучше отдавать ребенка в дошкольное учреждение?

Самое подходящее время для начала посещения детского дошкольного учреждения — это трехлетний возраст.

В этот период дети гораздо быстрее приспосабливаются к детскому саду и проявляют большее желание ходить туда, чем в более старшем возрасте. В два-три года ребенок начинает испытывать потребность в общении со сверстниками. Как правило, до этого возраста дети обращают мало внимания друг на друга и предпочитают играть самостоятельно. Общения с родителями и другими членами семьи малышу вполне хватает. Однако со временем границы его мира расширяются, и ребенок начинает проявлять интерес к другим детям. Интерес этот постепенно переходит в настоятельную потребность.

Исключительно важно уловить этот момент в развитии ребенка. Если интерес к общению со сверстниками в нем еще не проснулся, если ребенок очень сильно привязан к матери и не испытывает потребности в том, чтобы расширить свой мир, ему будет очень сложно адаптироваться в детском саду.

Частые случаи заболеваний в младших группах детского сада или в яслях, повышение нервной возбудимости, обидчивость, плаксивость и боязливость — все эти неприятности, как правило, являются следствием того, что родители поторопились отдать ребенка в детский сад или ясли. Как показывают наблюдения, дети, поступающие в дошкольное учреждение "по собственному желанию", адаптируются в детском саду гораздо быстрее, чем те, которые не испытывали потребности в том, чтобы расширить свой круг общения.


Чем сильнее эмоциональная связь матери и ребенка, тем сложнее будет протекать период адаптации в детском саду.

Определенные психологические проблемы, возникающие у ребенка в период адаптации к детскому учреждению — явление вполне нормальное и естественное. Более того, в определенной степени возникновение этих проблем свидетельствует и о высоком интеллектуальном и психическом уровне развития ребенка, о его способности испытывать сильные эмоции. Проблем адаптации в детских учреждениях, как правило, полностью избегают только умственно не полноценные дети или же дети алкоголиков, у которых отсутствует глубина переживаний. И все же следует различать нормальные эмоциональные переживания и невроз, который может развиться у ребенка, психика которого травмирована стрессовой ситуацией.

Нормальной может считаться адаптация, не выходящая за рамки временных ограничений. Чем старше ребенок, тем дольше он адаптируется к новым условиям. В яслях этот период не должен превышать семи-десяти дней, в детском саду, для детей в возрасте около трех лет — две-три недели, в старшем дошкольном возрасте — один месяц.

Для периода адаптации могут быть характерны различные психофизиологические реакции — беспокойство, страх, заторможенность или, напротив, повышенная возбудимость (в зависимости от темперамента ребенка), капризность, раздражительность и упрямство.

Гораздо сложнее и дольше адаптируются в детском саду дети, которые:
- являются единственными в семье;
- чрезмерно опекаемые родителями или бабушками;
- привыкшие к тому, что их капризам потакают;
- пользующиеся исключительным вниманием взрослых;
- не имеющие элементарных навыков самообслуживания;
- неуверенные в себе;
- страдающие ночными страхами;
- эмоционально неустойчивые;
- пережившие психологическую травму;
- дети с ярко выраженными дефектами (в более старшем возрасте);
- дети, родители которых слишком сильно переживают за ребенка в связи с необходимостью отдавать его в детский сад.

Таким родителям следует помнить и неукоснительно соблюдать несколько правил, изложенных ниже. Это поможет избежать серьезных проблем и психологических нарушений у ребенка.

Правило 1. Учитывайте возраст и эмоциональную привязанность.
Как правило, мальчики проявляют интерес к общению со сверстниками в три года, девочки — несколько позже, в три с половиной. Это — наиболее благоприятный возрастной период для того, чтобы отдать ребенка в дошкольное учреждение. Однако следует учитывать также и индивидуальные особенности.

Правило 2. Ребенок должен идти в детский сад с желанием.
Детский сад — это не тюрьма и не клетка, в которую помещают его от безвыходности ситуации. Это — радость общения, радость творчества, радость познания окружающего мира. Только с этой позиции родители должны рассматривать детский сад, и только на радость должны настраивать ребенка.

Правило 3. Ваши собственные детские воспоминания могут пробудить у ребенка желание посещать детский сад.
Прежде чем отдать ребенка в детский сад, поговорите с ним об этом. Для того чтобы сформировать у малыша положительный настрой, расскажите ему о том, как вы сами в детстве посещали детский сад. Постарайтесь сделать рассказ интересным — в этом случае ребенок не будет бояться, что его ждет что-то плохое, а будет с радостью ожидать первого дня своей новой жизни.

Правило 4. Подготовительный период должен начаться задолго до дня первого посещения группы детского сада.
Лучше уберечь ребенка от неожиданностей. К примеру, за несколько недель до первого посещения начните гулять с ребенком возле детского сада или, если есть такая возможность, непосредственно на детской площадке детского сада. На знакомой территории он будет чувствовать себя более уверенно.

В том случае, если детский сад находится поблизости от дома, в будущем детском коллективе у ребенка наверняка найдутся знакомые дети. Именно с ними он и будет общаться в первые несколько дней — до тех пор, пока не найдет себе новых друзей. В том случае, если группу не посещает ни один ребенок, который был бы знаком вашему малышу, лучше заранее познакомить его с кем-нибудь из ребят. Это поможет ему быстрее наладить общение в коллективе.

Прежде чем отвести ребенка в детский сад, познакомьте его с воспитателями, с детьми. Первые несколько дней не оставляйте ребенка в детском саду на полный день, даже если, по мнению воспитателя, ребенок не выказывал никакого беспокойства по поводу нахождения в новом коллективе.

Правило 5. Избавьте ребенка от трудностей адаптации к новому режиму.
Дети, не посещающие детский сад, живут по своему собственному расписанию: кто-то просыпается рано, кто-то — поздно; в разное время разные дети ложатся спать, садятся за стол и т.д. В детском коллективе — свое расписание, свой режим, соблюдать который обязан каждый ребенок. Поэтому лучше приучить малыша заранее именно к такому режиму дня, который он будет соблюдать в детском саду.

Правило 6. Приучайте ребенка к самостоятельности.
В детском саду его не будут кормить с ложки, уговаривать "скушать ложечку за маму, за папу". Совсем маленьким детям помогают одеться воспитатели; в более старшем возрасте ребенок должен уже кое-что уметь и сам. Безусловно, навыки самостоятельности прививаются не сразу. Однако в привычной домашней обстановке ребенку будет гораздо проще научиться надевать колготки, застегивать пуговицы и т.д. Самостоятельному ребенку будет проще, чем не при­способленному к самообслуживанию.

Правило 7. Любя, не воспитывайте эгоиста.
Проявляя свою любовь к ребенку, восторгаясь им, старайтесь не спровоцировать возникновения в его сознании мысли о собственной исключительности. Ребенок должен знать, что родители и близкие люди с радостью выполняют его желания, а иногда и капризы, восхищаются им совсем не потому, что они обязаны это делать, а только потому, что любят его. Уступая ребенку, иногда просите и его пойти на уступки. Эгоистично настроенным детям в коллективе сверстников приходится порой туго. Не стоит забывать об этом.

Правило 8. Предоставьте ребенку возможность эмоциональной разрядки.
В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо "выпускать" эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.

В том случае, если адаптационный период проходит слишком остро и значительно превышает допустимые сроки, имеет смысл посоветоваться с психологом.

 


(495) 755-70-20

М.Менделеевская, 1-ая Миусская ул., д.22,
стр.4, под.2.

 

Сегодня (Ср)

Завтра (Чт)
10:00 - 11:30
Творческие студии для детей (2 - 4 года)