В предлагаемых занятиях объединены самые полезные и нужные для развития ребенка этого возраста компоненты: • пальчиковая гимнастика; • упражнения на развитие слуха и речи; • ритмические и музыкальные игры; • крупномоторные и двигательные упражнения; • ролевые и хороводные игры; • дидактический блок; • просмотр документального фильма о природе и тематическая беседа; • рукоделие (рисование, лепка, аппликация, смешанные техники); • совместное чаепитие; • кукольная или восковая сказка.
Структура занятия в этой возрастной группе подобна структуре Детской Творческой Студии, однако все компоненты занятия усложняются в соответствии с навыками и умениями старших дошкольников. Кроме того, вводятся новые виды игр и упражнений (музыкальные и ритмические упражнения, упражнения на развитие слуха и речи, тематическая беседа). Это связано с особенностями возраста: • большинство детей уже хорошо говорят, но нуждаются в дальнейшем развитии речевого аппарата; • пассивный и активный словарь ребенка довольно широк, но необходимо пополнять его; • мышление и память достигают нового уровня развития, появляется возможность элементарного обучения и тренировки памяти и произвольного внимания; • у детей появляется потребность в общении со сверстниками, утверждение собственного «я» в совместной деятельности с другими детьми.
Большая часть занятия проходит в игровой форме, что интересно и естественно для ребенка-дошкольника. Разные виды игр и занятий чередуются таким образом, чтобы ребенок не переутомлялся. Пальчиковые и жестовые игры развивают мелкую моторику (и связанные с нею речь и интеллект). Крупномоторные и двигательные упражнения направлены на развитие крупной моторики, ловкости, произвольного внимания, внимательности. Хороводные и ролевые игры знакомят ребенка с фольклорным наследием, учат ребенка общению со сверстниками. Дидактический блок и тематическая беседа знакомят ребенка с окружающим миром, природой, развивают наблюдательность. Одновременно, это и развитие речи, памяти и мышления – так как ребенку необходимо отвечать на вопросы, вспоминать, что было на предыдущих занятиях, подготавливать «домашнее задание» (например, выучить загадки по теме). Развивается произвольное внимание ребенка, умение слушать других и говорить в присутствии слушателей. Рукоделие позволяет ребенку приобрести новые и совершенствовать уже имеющиеся навыки в рисовании, лепке, аппликации, дает ребенку простор для самовыражения и развития творческого потенциала. Участие в рукоделие мамы обеспечивает «зону ближайшего развития» ребенка. Во время чаепития дети и мамы имеют возможность неформально пообщаться с другими участниками группы, поближе познакомится, обменяться опытом, обсудить (вместе с педагогом) актуальные вопросы развития и воспитания детишек. Часто, познакомившись на развивающих занятиях, участники группы продолжают общение и за пределами Центра. В конце каждого занятия дети с удовольствием смотрят кукольную сказку, которая разыгрывается педагогом на «сказочном столике» с использование несложного реквизита и выразительных кукол. Выбор сказки определяется общей темой занятия. Программой предусмотрено и сочинение детьми собственной сказки и разыгрывание ее с помощью кукол и сказочного реквизита для мам. Присутствие на занятиях мамы (или другого близкого взрослого) позволяет дошкольнику чувствовать себя спокойно и безопасно, а активное участие взрослых во всех играх и заданиях укрепляет и улучшает отношения в детско-родительской паре. Даже посещающие детский сад дети приходят на наши занятия. Ведь в этом возрасте дошколенку еще тяжело проводить в саду полную «рабочую неделю»! Устроив ребенку дополнительный «выходной», который Вы проведете с ним вместе в свободной и творческой атмосфере нашего Центра, вы избежите переутомления ребенка, улучшите ваши с ним отношения, да и просто интересно и полезно проведете время в компании хороших людей.
«Мир вокруг меня» – замечательный вариант занятий для дошколят, так как сочетает в себе физическое, интеллектуальное, эмоциональное, творческое развитие и социализацию ребенка в интересной для него форме и без переутомления.
|